УМЗЧ на 6П3С - Ламповый звук - Забытые технологии - Каталог статей - Цивилизация
Среда, 17.09.2014, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Цивилизация

Каталог статей

Главная » Статьи » Забытые технологии » Ламповый звук

УМЗЧ на 6П3С

Хотелось бы поделиться на этих страницах о ламповом звуке. Я всегда был в восторге от лампового звучания, при небольшой мощности выходного каскада можно добиться весьма приятного звучания. Поэтому хотелось поделиться схемой одного своего творения. При всей простоте его исполнения, этот аппарат обеспечивает весьма неплохое звучаение. При максимальной мощности (с ускорителями) 9W, и диапазаном воспроизводимых частот от 4-8 Гц до 33-38 КГц. 
 
 
 
перед зад
(картинки кликабельны)
 
Представленная схема усилителя не нова, и достаточно широко известна, можно сказать это классика однотактных ламповых усилителей. Но у нее есть ряд особенностей, делающую ее привлекательной, так как она относительно проста и может быть повторена даже начинающими радиолюбителями, но в тоже время обеспечивает отличное качество звучания.
 
 
 
Май 2013
Уселитель в сочетании с рессивером описанным в статье про источник сигнала для лампового усилителя Завершил свой дизайн и вот спустя 4-ре года он выглядит вот так
 
shemaСхема
 
На двойном триоде 6Н2П (подойдет и 6Н1П, однако звучание у него совсем другое, об этом ниже) собран предуселитель сразу для обоих каналов, на схеме изображена только одна
часть уселителя, так он состоит из двух одинаковых каналов. перходной конденсатор С3 бумага в масле емкостью 0,45 мкф, выходной каскад построен по однотактной схеме на лампах 6П3С с кадодными инверсорами на С7, выходные трансформаторы либо TW, либо ТАН (они способны работать как на 8 Ом, так и на 4, и в целом без особых искажений работают на 2, однако расчитанны на 5 Ом-ную нагрузку. Средняя мощность усилителя составляет 6,5 Ватт на канал, максимальная 9 Ватт. Подробное описание и рекомендации по выбору компонентов можно посмотреть на сайте "Аудио Портал" (http://audioportal.spb.ru), в статье В.В.Пузанова, "Однотактный ламповый:., возвращаясь к напечатанному".
 
Вид на монтаж, снизу
 
 
 
Следует отметить, что каждая лампа дает свое неповторимое звучание.
 
Лампы первого каскада усилителя.
 
Для этого подойдут 6Н2П или её октальный вариант 6Н9С, 6Н1П или её октальный вариант 6Н8С, 6Г7 (у кого остались со старых времен) и их зарубежные аналоги (полистайте справочник).
 
 
Хочу сразу сказать о звуке.
 
Лампа 6Н2П (6Н9С) звучит "теплее", звук насыщеннее, а окраска звука более мягкая, нежные пререливы в стереорежиме дают потрясающую звуковую картинку.
 
6Н1П (6Н8С) дает более "аналитичное" звучание, чуть более резкий контраст звука, переходы более выделенны, а звучание различных инструментов более обозначенно.
 
6Н6П - лампа применяется в спец технике в качестве уселителя постоянного тока. Дает весьма интересное звучание, "на любителя", несколько вздутый бас, и "прилизанные" верха, подойдет любителям ПОП музыки, и может "раскачать" весьма мощную лампу выходного каскада.
 
6Г7 звучит очень детально и мягко.
 
Прекрасным вариантом является применение монотриодов 6С2С и 6С5С. Выбор за Вами, уважаемые конструкторы. Чтобы Вы не "изобретали велосипед", приведу данные анодного резистора для различных типов ламп, о которых я сказал. Знак равенства я поставил условно, так как режимы работы и параметры этих приборов схожи, но неодинаковы.
 
6Н8С=6Н1П - 20-30 ком 250 (300) В. 7 мА. (по аноду). Минус 20 В. (по сетке).
6Н9С=6Н2П - 47-51 ком 250 (300)В. 2,3 мА (по аноду) Минус 1,5 В. (по сетке).
6Н6П – 10 – 20 Ком, от 120 (300) В. 30 мА (по аноду) Минус 2 В. (по сетке).
6Г7 - 100-110 ком.
6С2С=6С5С - 20-30 ком.
 
 
Лампы выходного каскада.

 
6П13С - абсолютно нейтральный звук. Из-за этого многим не нравится. Несмотря на это, линейность лампы и как следствие относительно малый коэффициент нелинейных искажений, вне конкуренции. Плюс к этому, из-за относительно низкого внутреннего сопротивления, мощность однотактного каскада на этой лампе будет около 4 Вт.
 
6П3С - очень "певучая" лампа, специально предназначенная для работы в выходных каскадах УНЧ. Звучание немного окрашено, высокие и низкие частоты на краях звукового диапазона несколько приглажены. Если Вам нравится звучание ламповых приёмников и радиол пятидесятых годов, то это удачный выбор. Мощность каскада на ней 2-2,5 Вт.
 
6П14П - звучит немного резче 6П3С. Лампа пальчиковая и разогревается очень сильно. Многие ламповые телевизоры и радиолы прошлых лет имели в выходном каскаде именно эту лампу. Мощность около 1,5-1,7 Вт.
 
6П43П - хороший выбор. Лампа очень линейна, звучание достаточно детальное и гармоничное. Недостатков я не заметил. Цоколь - как у 6П14П. Мощность каскада около 2,5 Вт. Звучание выходного каскада значительно лучше, чем на 6П14П.
 
6П7С - по сравнению с 6П3С имеет более прозрачное звучание на высоких частотах. В радиолюбительской литературе и на различных форумах лампу 6П7С часто приравнивают к 6П3С. Это несколько не так. 6П7С - это октальный вариант лампы Г-807 и звучит она больше как Г-807, а не как 6П3С. Звучание, с моей точки зрения, немного аналитичное, но в целом - неплохой выбор. Мощность 2 Вт.
 
6П6С - очень хороша по звучанию. По моему мнению - одна из лучших. Недаром известнейшие производители профессиональных усилителей (Fender, Rickenbacker и т.д.) очень часто применяли её аналог 6V6 GT в выходных каскадах. При использовании этой лампы нужно помнить о том, что из-за более высокого внутреннего сопротивления, не удаётся получить большую выходную мощность, но качество звучания прощает этот недостаток. Мощность однотактного каскада на лампе 6П6С в триодном включении составляет 1,7-2 Вт, при очень детальном и "наполненном" звучании. Если Вы не привыкли слушать музыку на большой громкости - смело применяйте эту лампу, она Вас не разочарует.
 
6Ф6С - по сравнению с 6П6С звучит немного прозрачнее на высоких частотах. Но разница едва уловима. Поскольку режимы ламп практически одинаковы, можно отслушать их методом простой замены одной на другую. В остальном, всё что сказано о лампе 6П6С, справедливо и для 6Ф6С. Лампа очень линейна, очень часто её применяют в качестве драйверной для раскачки прямонакальных триодов.
 
EL 34 - очень распространенная лампа, применявшаяся во многих эстрадных усилителях (Regent 60, Beag, Marshall и т.д.) Имеет богатое, "сладкое" (иногда даже слишком) звучание, но очень многим нравится, тем более что позволяет получить мощность в однотактном включении около 3-3,5 Вт. 6L6 (GA, WXT и т.д.) - по параметрам и цоколёвке, аналог 6П3С. Очень часто её называют гитарной. Наверное потому, что во многих зарубежных инструментальных комбо усилителях стояли именно эти лампы. Параметры параметрами, а звучание лампы 6L6, при сохранении "певучести" 6П3С, характеризуется удивительной "воздушностью" и детальностью. Такое ощущение, что акустических систем просто нет. Плотность звучания при этом нисколько не страдает. Мощность - около 2,5 Вт. Не забывайте, что Отто Шад (RCA) спроектировал лампу 6L6 именно для звукоусиления.
 
6П45С - ну очень мощная лампа. Имеет низкое внутреннее сопротивление и позволяет при использовании соответствующего выходного трансформатора получить до 12 ватт !!!! выходной мощности. Усилитель, выходной каскад которого работает на лампе 6П45С, запросто "расправляется" (в хорошем смысле слова) практически с любыми акустическими системами. Но есть и маленькая "ложечка дёгтя". Для раскачки этой лампы лучше всего применять пентод, например 6Э5П, также не очень удобно и то, что цоколь у неё не стандартный. Звучание усилителя при использовании лампы 6П45С очень мощное и плотное, но, как следствие, присутствует некоторая потеря детальности и прозрачности. В общем - на любителя.
 
6Ф3П, 6Ф5П. Имея такие лампы, можно создать очень компактный аппарат, так как в одном баллоне содержится и триод и пентод. Схемы и особенности работы многократно описаны в литературе и на сайтах, поэтому вдаваться в подробности не буду. Мощность усилителя в этом случае 2 Вт, звучание достаточно ровное и детальное. С моей точки зрения, немного не хватает "напора", зато джаз, соул, ритм энд блюз - очень неплохо.
 
 
Лампы, специально разработанные для схем строчной развёртки телевизоров, в большинстве своём обеспечивают неплохое качество звучания. Как Вы понимаете, дефекты изображения заметны очень сильно, поэтому высокий вакуум, хорошо продуманная конструкция, высокая рассеиваемая мощность, очень большая электрическая прочность, надёжность и долговечность, а также высокое качество изготовления этих приборов гарантированы. Всё это благотворно сказывается и при использовании этих ламп в звуковом тракте. Поэтому не бойтесь применять телевизионные лампы в своих конструкциях, многие из Вас при этом будут приятно удивлены результатом.
 
 
 
Разделительный конденсатор

Это наиважнейший, как и выходной трансформатор, элемент схемы. (Вообще, все элементы важны, обращаю на это Ваше внимание, мелочей здесь не бывает). От его качества очень сильно зависит звучание усилителя в целом. В радиолюбительской литературе, как вариант, описано применение в качестве разделительных конденсаторов К71, К78, К73, К40У-9, К40У-2, К42У-2, ФТ на соответствующее напряжение - от 250 вольт. Хочу сказать сразу, каждый тип конденсатора имеет свое неповторимое звучание, выбор опять же за Вами. Бумага в масле. Конденсаторы Jensen. Эти конденсаторы бывают медными и алюминиевыми, медный звучит теплее и мягче, а алюминиевый ярче и контрастнее. Звучание усилителя с этими типами конденсаторов наиболее комфортно и сбалансировано. Можно использовать конденсаторы армейского образца с палладивыеми обкладками (если сможете их найти), звучание очень прозрачное, крайне интересное ощущение отсутствия источника звука, Звук просто окутывает Вас.
 
Далее привожу формулу для расчета разделительного конденсатора. C=159/FR, где С - ёмкость в мкФ, F - нижняя граничная частота в Гц, R - резистор в управляющей сетке следующей (выходной) лампы в кОм.
 
Подробнее можно почитать тут: http://msevm.com/retro/03/index.htm

В книге известного английского автора поставлена задача научить читателя теории и практике построения высококачественных ламповых усилителей звуковой частоты класса качества High-End. Поскольку на сегодняшний день «ламповый звук» становится все более популярным, причем не только среди меломанов и аудиофилов, но и среди рядовых слушателей музыки, интерес к подобной технике в последние годы сильно возрос. Скачать можно ТУТ
 
Если пойдете по моему пути, то надеюсь что сочетание 6Н2П и 6П3С Вам понравиться.
Еще хотелось бы сказать огромное спасибо FESS`у, за помощь в создании деталей корпуса.
 

Обсуждение:
МИНУСОВКИ Тема: "ламповый уселитель"
11 мая 2010г.
dr.Alex
Категория: Ламповый звук | Добавил: dr-Alex (11.05.2010)
Просмотров: 56022 | Комментарии: 7 | Теги: Ламповый уселитель | Рейтинг: 3.6/5
Всего комментариев: 7
7 Александр   (24.04.2011 11:02)
Уже год собираю баллоны-стекляшки и различные трансформаторы. Библиотека схем. Разнообразные шасси. Проблема в намоточном проводе и в самой намотке выходников... Мудрённая вещь ! По корпусу. Наиболее подходящий вариант - старые японские усилители, так называемый винтаж. Желательно дохлые, чтоб жаба не давила. Внутри ничего ценного, кроме самого короба. и лицевой панели. Клондайк ! Высокие 11-13 см, вместительные, впихнуть в них ТС180-200 + пару НЧ и сами лампы не составит труда. Следует обратить внимание на отработавшее своё музыкальные центры-моноблоки. Очистив панели магнитофонов и CD можно закрыв их оргстеклом ПОКАЗАТЬ, что устройство ЛАМПОВОЕ, и при этом не токнет током ! Задние панели практически готовы. Передние с минимальной доработкой или вообще без оной.

6 Алексей   (17.02.2011 22:23)
Собирал я этот усилитель точно по схеме,лампы применил 6п3с-е...отличный звук!!!а вот по поводу выходного каскада на лампе для dvd-плейера-это идея,я также сделаю!!!не плохо придумано!!!

5 dr-Alex   (22.05.2010 22:49)
Читаем и про переделку DVD, под ламповый выходной каскад, звучание просто волшебство какое-то...

4 FESS   (21.05.2010 00:07)
Даже с моими лапами получилось достаточно неплохо!!!

2 Зипцентр   (18.05.2010 15:38)
Оуууу, что я вижу лампы!!! Да не думал не гадал что кто ещё либо интересуется подобным коме меня)))
Мой совет если хотие сделать что нибудь из этого,то берите в руки паяльник и включайте голоной мозг.)))

3 dr-Alex   (20.05.2010 10:09)
Да уж точно. Единственный способ получить то, что действительно хочется - сделать это самому biggrin

А что касаемо ламп - то я уже давно собирался сваять подобный девайс, но лапки не доходили, а тут еще технология электровакуумных приборов неожиданно пересеклась с тематикой моих исследований... Так что ждем продолжения...


1 dr-Alex   (11.05.2010 23:26)
На сайте audiohobi.ru Есть авторские разработки ламповых усилителей, выполненные Алексеем Губиным

На сайте musicangel.ru есть множество представленных ламповых усилителей

Правда в обоих случаях цены на них, просто стрррашные!!!


Имя *:
Email:
Код *:
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0