Четверг, 25.04.2024, 22:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Цивилизация

Каталог статей

Главная » Статьи » Забытые технологии » Ламповый звук

Магия звука.

 Все статьи "ламповый звук"

 Ламповый звук. 

 
Не стоит считать, что секрет звучания ламповика в «кристальности». В самом деле, коэффициент нелинейных искаженийу современных моделей высококачественных транзисторных усилителей составляет 0,01-0,001%. А у лампового усилителя по самому принципу его действия нелинейные искажения составляют более 0,5%.
 
 Конструкция большинства ламповых усилителей устроена таким образом, что сигнал на акустическую систему подается через выходной трансформатор. Это ухудшает воспроизведение глубоких басов. Ламповому усилителю с трудом дается воспроизведение динамичных моментов в музыкальных произведениях. Тем не менее звучание ламповой аппаратуры субъективно воспринимается как более приятное по сравнению с транзисторной.
 
 На первый взгляд это парадокс - пользователь субъективно оценивает более высоко устройство, у которого технические характеристики хуже. Но существует и четкое научное объяснение этому феномену.
 
 Да, современный транзистор вносит меньше искажений в сигнал, чем радиолампа. Но это искажения различного типа, и то, как изменяет сигнал радиолампа, более терпимо воспринимается человеческим слухом. Радиолампа при усилении добавляет в сигнал четные гармоники. Субъективно слух воспринимает звучание, в котором есть четные гармоники, как более теплое. В том, что такие гармоники неизбежно добавляются при усилении, естественно в разумных пределах, есть даже польза, потому что звучание становится более приятным для слуха. Кроме того, ламповый усилитель добавляет от себя главным образом гармоники низкого порядка (в основном 2 и 4), которые вызывают у слушателя меньше раздражения, чем гармоники высокого порядка. Для транзистора характерно добавление в сигнал в основном нечетных гармоник. Наш слух воспринимает звук, обогащенный нечетными гармониками, как более резкий. К тому же транзисторы дают гармоники высокого порядка (7 и даже выше), которые раздражают слух. Таким образом, приятное звучание лампового усилителя создается во многом за счет «приправы» в виде дополнительных четных гармоник. Возможно, дополнительные четные гармоники даже частично маскируют нечетные, которые могут возникнуть, например, в результате погрешностей при цифроаналоговом преобразовании сигнала с CD.
 
 Еще одним фактором, определяющим разницу между звучанием ламповой и транзисторной аппаратуры, является ограничение сигнала. Для транзисторного усилителя характерно жесткое ограничение. В результате «выбросы» громкости, которых много именно в сигнале с CD, сопровождаются хорошо слышимыми щелчками. В ламповом усилителе мягкое ограничение, которое не так заметно. Применение компьютерной обработки сигнала или же специальных цепей на транзисторах дает пока более скромные результаты, чем прохождение сигнала через ламповый усилитель. Дело в том, что после обработки в цифровой форме сигнал поступает на цифроаналоговый преобразователь, который вносит потом свои искажения. Что касается цепей на транзисторах, то они могут обогащать сигнал четными гармониками, но при этом все равно добавят еще и нечетные. А ламповый усилитель доводит сигнал до нужной кондиции без «побочных эффектов».
 
 Вот и научный ответ: Гармоники! А что-же такое гармоники?
 
 Вселенная состоит из звуков, а каждый звук — из множества гармоник, или обертонов.
 
 Обертоны присущи каждому звуку независимо от его происхождения. Звучание скрипичной или фортепианной струны человеческое ухо воспринимает как один тон. Но в действительности почти все звуки, производимые музыкальными инструментами, человеческим голосом или иными источниками, — не чи­стые тоны, а комплексы призвуков, называемых также «частичными тонами». Самый низкий из этих частичных тонов именуют «основным». Все же остальные призвуки, обладающие большей частотой колебаний, чем основной тон, принято называть «обертонами».
 
 Обертоны связаны между собой математическим отношением кратности. Помните пример со струной, совершающей 256 колебаний в секунду и порождающей ноту До Частоты гармоник, возникающих в результате этих колебаний, кратны частоте основного тона, причем частота . каждой последующей превышает частоту предыдущей на величину частоты основного тона. Таким образом, первая гармоника в данном примере имеет частоту 512 Гц — вдвое больше частоты основного тона. На слух же она воспринимается как нота до следующей октавы. До сих пор мы рассматривали гармоники лишь как музыкальный феномен. Однако гармоники порождаются любой формой вибрации.
 
 Слуховые возможности человека далеко не беспредельны. Но тот факт, что наше ухо способно воспринимать колебания лишь от 16 до 25 000 Гц, вовсе не означает, что за пределами этого ограниченного диапазона не существует неисчислимого множества звуковых волн, которые мы просто не слышим. Вибрация порождает гармоники независимо от того, что именно является ее источником. А поскольку Вселенная, по сути, и состоит из вибраций, то каждый заключенный в ней объект — от электрона, вращающегося вокруг ядра атома, до планеты, вращающейся вокруг звезды, — обладает собственным основным тоном и обертонами.
 

 Тайны звука.

 
 На острове Кротон располагалась школа Пифагора, где он посвящал неофитов в тайны Вселенной. Обучение в ней состояло из трех этапов. На первом уровне, где главным учебным пособием служил монохорд, ученики-«акустики» овладевали умением распознавать и затем воспроизводить различные музыкальные интервалы. Второй уровень— ступень «математиков» — был посвящен собственно цифрам и вычислениям.
 
 Он же был этапом духовного и физического очищения и достижения полного контроля над эмоциями и помыслами. Ученик мог перейти на следующий уровень лишь при условии, что и разум его, и тело достойны воспринять священное знание. На третьем, и высшем, этапе «избранные» ученики приобщались к таинствам духовного перерождения и исцеления музыкой. До наших дней дошли лишь скудные фрагменты того курса, которым завершалось обучение в школе Пифагора.
 
 Разработанные им теоремы и закон музыкальных интервалов сейчас являются неотъемлемым элементом математики и теории музыки, причем той их части, которую мы используем в повседневной жизни. А его философские концепции, такие как «музыка сфер», находят применение во все новых и новых эзотерических доктринах. Однако следует признать, что все это — процессы последних лет.
 
 До недавнего времени секреты исцеления с помощью звука и музыки были почти утрачены.
 

 Магия звука.

 
 В Западной Монголии есть ручей, водопадом впадающий в Оленью реку. Его почитают как священный. Согласно старинной легенде, монгольские шаманы постигли искусство гармонического пения, вслушиваясь в звуки струй этого водопада, порождавшие гармоники. Говорят, что водопад, этот принесли в дар человечеству духи, пожелавшие посвятить людей в тайну гармоник.
 
 Слово «шаман» происходит от эвенкийского «саман». Ввели его в обиход антропологи, которым понадобился единый термин для обозначения людей, ранее именовавшихся «колдунами», «ведьмами», «знахарями», «волшебниками», «ведунами», «магами», «ясновидящими», «предсказателями».
 
 Майкл Харнер в своей работе «Путь шамана» (Michael Harner. The Way of the Shaman) определяет шамана как человека (мужчину или женщину), обладающего умением переходить на иной уровень сознания и вступать в контакт с обычно недоступной, скрытой реальностью, чтобы обрести знания и силу или помочь другим людям. Магическая энергия может трансформироваться не только силой слова, но и звука.
 
 Обычно эта магия используется через магические предметы, т.к. горло человека не приспособлено для воспроизведения всей гаммы звуков. Примером магии звука может служить музыка сирен, многочисленные волшебные дудочки, свирели, иэрихонские трубы и т.д. Магией звука можно управлять людьми и крысами, ветром и камнями. Часто она узко специализирована. Так она может действовать на мужчин, но не на женщин, вызывать ветер, но бесполезна для вызова дождя. В момент прекращения звучания мелодии действие магии прекращается. "Играл музыкант и пел менестрель, И все, даже камни, в пляске кружились, Но лишь от губ отняли свирель, Как всем хороводом остановились...".
 
 Заклинаниями называют слова на древнем певучем языке, которые способны преобразовать магическую энергию в то, что требуется магу. В этом отношении заклинания очень похожи на написание программы на языке программирования. Слова заклинания - это операторы, исполнение которых приводит к требуемому результату.
 

 «Целебный» звук.

 
 ЗВУКОВОЙ СТОХАСТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС и его использование в медицине, … Недавно в новостях была заметка об открытии стохастического резонанса, со ссылкой на испанских и иных ученых Но, в области звука это отеческое изобретение, которое реализовано в практике..
 
 Стохастический звуковой резонанс я окончательно сформулировал в 1992 г. ( одновременное воспроизведение периодического сигнала и фрагмента шума), были построены специальные акустические системы, изобретен магнитный преобразователь для смягчения звука, построен лечебный генератор шума с заданными характеристиками и иная техника.
 
 В чем новизна способа: Сущность способа музыкально-акустической шумовой терапии: Новые возможности музыкально-акустической шумовой терапии ( изобретение 1992 ) можно описать на современном языке стохастического резонанса. Стохастический резонанс — усиление периодического сигнала под действием белого шума определенной мощности. Является универсальным явлением, присущим многим нелинейным системам, находящимся под внешним воздействием одновременно хаотического и слабого периодического воздействия. ( Википедия ) Обезболивание, как усиление синхронизации управляющих ритмических психофизиологических процессов ( декасекундная управляющая ритмическая психофизиологическая система ) осуществляется акустическим массажом объемным двойным «мягким» звуком (двумя источниками объемных акустических стоячих волн),
 
 в с л е д с т в и и    э т о г о, осуществляется «мягким» звуком синхронизация асимметрии биохимических реакций, восстанавливает обмен ферментов АТФ и основные биохимические функции организма, а,
 
 в с л е д с т в и и э т о г о, осуществляется синхронизация асимметрий костномышечных напряжений.
 

 Значит все дело в четности и в высоте гармоники?

 
 Есть какой-то секрет в ламповом звуке, это только кажется, что вот сейчас спектры померяем и всё поймём, ан нет, сложнее всё. Смотрите: у биполяров и полевиков похожие, пентодные характеристики, отсюда спектры и звук ближе к тетродам- пентодам, а транзисторный аналог триода БСИТ, и где он, ау!, нетути, а и на ситах делали уси, и не шибко они играли. Электроны- это РАЗ, а ВАКУУМ-это два. Вакуумная лампа - по своим характеристикам ближе к оптическим приборам, нежели чем к электронным. Электроны в ней переходят не через np – переход, как в полупроводниках, а через безвоздушное (условно) пространство. А, следовательно, на них распространяются и законы волны. Особенно интересным может быть эффект стоячей волны который вполне может образовываться при работе лампы, так и внутри нее.
 

 Полезное будущее.

 
 И как показала практика эксплуатации радиоламп, ее практически не возможно вывести из строя ЭМИ, что делает ее незаменимым инструментом при работе в проектах "Эфиромагнитного резонанса".
 
1 июня 2010г.
dr.Alex.
 
Продолжение следует...
Категория: Ламповый звук | Добавил: dr-Alex (02.06.2010)
Просмотров: 14414 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 6
6 Игорь  
0
Полностью поддерживаю автора!
Только не призываю всех переходить на лампы, это наверное для тех гурманов от звука кому важно не только качественное и комфортное звучание, но и созерцание "живого" усилителя "греющего" видом своих ламп!
Те кому за 40, думаю помнят звучание на ламповых радиолах и приемниках радиоспектаклей и музыки? Да просто голос диктора звучал так что хотелось его слушать!

http://magiazvuka.com/

5 Иг  
0
Заголовок с ошибкой, написано "Магя звука".
Насчет ламп: бас мягче, высокие не такие резкие и главное: ограничение мягкое даже при клиппинге! Нет хрипа!
+ Буфер в CD сделал с ЦАПа на выход. Теперь от ЦАПа сидюка до колонок ни одного транзистора и ни одной петли ОС! )

4 максим  
0
за звук я помолчу кто слышал лампы понимает о чем я,у меня в гостях люди даже далекие от мира аудио с гармониками омами резонасными чистотами ,просто слушают и балдеют все как один и все замечают ламповый бас!!! а есчо на ламповике грибы сушить хорошо :)

3 "Зипцентр"  
1
Интересная сатейка, но скажу по поводу ламп, дело в том что злектронные лампы обладают такими характеристиками котроые полупроводниковая электроника не имеет, и в некотрых случаях применение ламп граздо дешевле, чем для тех же целей разрабатывать сложнейшую ИМС. При правильном внимани на эту проблему, можно получить новую технику, которая будет гораздо эффективней в применении некотроых задач. Так что, эту область радиоэлектроники нужно подробно изучать.

1 Аноним  
0
И куда все это приведет? Лампы это-же прошлое. Вы предлагаете вернуться назад?

2 dr-Alex  
0
Это шаг, даже наверное два шага назад, перед прыжком вперед.
Иногда что-бы взлететь - нужно отойти назад и разбежаться

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0